В окрестностях бывшего Константинополя, столицы Византии, а затем Османской Империи - трасса формулы-1 Истанбул парк, между Черным и Мраморным морями.
Общий перепад трассы - 47 метров. Очень широкие зоны безопасности и способствует большому количеству обгонов.
Таблица результатов гонки гран-при Турции 2010 годаПобедители гран-при Турции:Зачет пилотов после гран-при Турции:01 Mark Webber
93
02 Jenson Button
88
03 Lewis Hamilton
84
04 Fernando Alonso
79
05 Sebastyan Vettel
78
06 Robert Kubica
67
07 Felipe Massa
67
08 Nico Rosberg
66
09 Michael Schumacher
34
10 Adriano Sutil
22
11 Vitantonio Liuzzi
10
12 Rubens Barrichello
7
13 Виталий Петров Россия
6
14 J Alguersuari
3
15 S Buemi
1
16 K Kobayashi
1
17 N Hulkenberg
1
Кубок конструкторов после гонки в Монако:01 McLaren-Mercedes
172
02 RBR-Renault
171
03 Ferrari
146
04 Mercedes Benz GP Ltd
100
05 Renault
73
06 Force India-Mercedes
32
07 Williams-Cosworth
8
08 STR Ferrari
4
09 BMW Sauber Ferrari
1
Между пилотами команды Red Bull всегда царил мир во многом благодаря четкой субординации. В прошлом году Феттель был явным лидером, а Уэббер играл вторую скрипку. В нынешнем сезоне ситуация казалась той же, но... «Друзей на трассе нет!» — любят повторять гонщики. Великолепными победами в Барселоне и Монако Марк разрушил традиционное распределение ролей в команде. Перед началом Гран При Турции очков у Марка и Себастьяна было поровну. А на сороковом круге турецкой гонки идиллия рухнула окончательно — Уэббер и Феттель... столкнулись.
Гоночный уик-энд у Себастьяна не задался — во время финального квалификационного отрезка машина вдруг странно повела себя на трассе. Как потом выяснилось, сломался передний стабилизатор поперечной устойчивости. Получив разрешение судей, механики поменяли поврежденную деталь перед гонкой. Но на стартовом поле Феттель оказался лишь третьим, хотя в двух первых заездах показывал лучшее время. Недовольный немец на первых же метрах дистанции обошел стартовавшего вторым Хэмилтона, но вскоре Льюис восстановил статус-кво. Таким же образом Баттон вернул свою четвертую позицию, быстро «поставив на место» обогнавшего его Шумахера.
McLaren в Турции смотрелся здорово: «активная аэродинамика», дающая преимущество в скорости на прямой, в Истанбул-парке была к месту. Другие команды систему обдува заднего антикрыла до совершенства пока не довели. A Red Bull, впервые опробовав воздуховод на свободных заездах, к субботе его демонтировал. Поэтому лидировавшему в гонке Уэбберу никак не удавалось создать сколько-нибудь значительный отрыв от Хэмилтона. На каких-то участках трассы быстрее был лидер, на каких-то — преследователь. Вроде бы и близко подбирался Аьюис, но успешной атаки провести не мог. А потом и второе место потерял! Механики Макларена чуть замешкались на пит-стопе, и Хэм выехал на трассу позади Феттеля, который уже поменял шины.
Потом разрывы между участниками гонки стабилизировались. Казалось бы, все ясно — Red Bull идет к победному дублю. Помешать спокойному развитию событий мог разве что дождь, который предсказывали метеорологи. Но он «покапал и прошел», даже не потребовав отказа от сликов.
Зато грянула буря иного рода...
После четырех десятков пройденных кругов Феттель начал неожиданно быстро приближаться к Уэбберу. Как потом признался Кристиан Хорнер, Уэббер получил команду использовать экономичный режим работы мотора, что привело к потере скорости на прямых. По утверждению руководителя команды Red Bull, в баке у Феттеля в этот момент бензина было больше. «Себастьяна мы не хотели переводить на режим экономии заранее, поскольку его преследовал Хэмилтон», — сказал после финиша Хорнер. Но Себастьян — максималист, и он воспользовался преимуществом в скорости для того, чтобы атаковать своего товарища по команде. В двенадцатом повороте трассы две синие машины поравнялись, Феттель даже оказался чуть впереди... Но Уэббер, демонстрируя железную выдержку, четко следовал своей траектории и в поворот должен был занырнуть первым. Место для маневра Себастьяну он предоставлять не собирался. У того было три выхода — притормозить, выехать на обочину или «припугнуть» своего партнера, дернув рулем вправо. Немец выбрал третий вариант, а Марк так и не подвинулся.
Столкновение! Разбитая машина Феттеля замерла на обочине, а сам Себастьян, выбравшись из нее, красноречиво повертел пальцем у виска. Однако его вина в случившемся была как минимум ничуть не меньшей, чем вина Уэббера.
Возможно, рамки корпоративной этики пилоты и нарушили, но спортивной — нет. Нельзя бороться на грани фола, время от времени за нее не переходя. Именно за такую борьбу, острую и рискованную, зрители любят гонки. И именно за то, что в Формуле-1 такой борьбы мало, королеву автоспорта частенько поругивают.
Судя по высказываниям руководителя Red Bull Кристиана Хорнера и консультанта фирмы Red Bull по автоспорту Хель-мута Марко, в команде будет проведено серьезное разбирательство. Жаль, если кому-то из пилотов предпишут умерить свои спортивные амбиции. Понятно, что прежде всего нужен высокий результат, а столкновение его перечеркнуло. Но запрещать пилотам бороться до конца — это все равно что просить боксеров не лупить противника слишком сильно. Поклонники балета ходят на балет, а не на бокс и не на автогонки!
Тем более что острая борьба между партнерами не всегда завершается плачевно. Это продемонстрировали нам Хэмилтон и Баттон, возглавившие гонку в тот момент, когда Уэббер менял в боксах поврежденное антикрыло.
Ситуация была чем-то схожей: Хэмилтона тоже призвали по радио экономить топливо, причем сообщили, что Баттон будет делать то же самое. Ох уж этот эзопов язык, эти эвфемизмы, маскирующие командную тактику!
Простодушный Льюис признался, что, услышав из боксов призыв об экономии, он никак не мог понять, чего именно от него хотят... Вероятнее всего, McLaren предостерегал своих гонщиков от взаимной борьбы. Однако те не хотели "экономить» ни топливо, ни свое мастерство, ни эмоции зрителей! Дженсон и Льюис показали красивейшую борьбу. Чемпион мира смог выйти вперед (в том же повороте, где столкнулись Уэббер и Феттель), потом экс-чемпион снова стал лидером. Но окрики из боксов с призывом беречь топливо превысили все разумные децибелы — и атаки Баттона прекратились.
Корпоративная этика восторжествовала — и финиш гонки оказался не таким острым, каким мог бы стать. По дороге на подиум Хэмилтон старался не встречаться взглядом с Баттоном. Лишь после того как Дженсон поощрительно похлопал его по плечу, поздравив с победой, Льюис заговорил с коллегой. Экспресс-анализ взаимных обгонов под прицелами телекамер показал, что в стане «серебристых» еще возможен диалог. А будут ли когда-нибудь так же мирно, как раньше, говорить друг с другом Феттель и Уэббер? Может быть, со временем острота случившегося уйдет. Но прежней идиллии, царившей между ними, в Red Bull уже не будет никогда. О Лучший круг!
О Виталии Петрове.Гран При Турции стал важной вехой в выступлениях Виталия Петрова. Впервые в квалификации он смог вместе со своим партнером Кубицей пробиться в финальный отрезок, где занял девятое место. В числе тех, кого опередил Виталий, был и двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо. Через некоторое время после старта испанец оказался позади Виталия и начал активно прессинговать его. «Молодец, еще немного — и он не выдержит!» — похвалили Фернандо из боксов. Однако проходил круг за кругом, а все попытки Алонсо атаковать были бесполезны: Петров »крылся» мастерски.
Естественно, за счет этого у машины Виталия сильнее обычного износились покрышки. В конце концов соперник дождался момента, когда машина стала хуже слушаться российского пилота, и опередил его. В момент обгона произошел контакт, и шина Петрова оказалась проколотой.
Из-за визита в боксы Виталий финишировал лишь на 15-м месте, вне очковой зоны. Зато, оказавшись на свежих покрышках и на легкой машине, Петров сумел показать лучшее время круга. Так что турецкая гонка для российского автоспорта стала в какой-то степени исторической.